Е
|
Н.Малахов. 'Сестры'. Валентина Яшина и ее сестра. |
сть времена, которые не перегорели в человеческих душах, еще живы люди, чья молодость пришлась на конец 1940-х – начало 1950-х годов. Историки ждут, когда затянутся пеленой обыденные подробности, и можно будет порассуждать о главном. Значительность событий тех лет, конечно, станет явственнее, но повседневная жизнь, ее радости и печали скроются в тень. Возможно, поэтому прикосновение к чужой судьбе той давней поры кажется счастливой случайностью, заведомой удачей, как если бы в густой траве мелькнула потерянная драгоценность. В этой маленькой, сверкающей точке сошлись все перипетии тех лет, вкусы, предрассудки, утраты, неожиданные повороты истории и лицо молодой женщины, отмеченной редкой красотой. А у Валечки Юнкер была красота, так замечательно описанная Гансом Христианом Андерсеном в истории гадкого утенка, ставшего лебедем…
В скоре после ее рождения отец (он был шведом по национальности) исчез. Точно неизвестно, был ли он арестован или просто сбежал, но больше о нем она уже никогда ничего так и не узнает.
Энергичная и привлекательная мать снова вышла замуж. Отчим был партийным работником, он удочерил Валечку и дал ей свою фамилию. Она стала как все. Теперь никто не смог бы упрекнуть длинноногую, рыжеватую девочку в том, что она иностранка. В те годы о корнях, об исторической памяти семьи лучше было не вспоминать. Вскоре родилась сестра Женя, ставшая впоследствии такой же жизнестойкой и практичной, как их мать.
Валечка выросла, и обнаружилось, что у нее приятный голос и абсолютный музыкальный слух. Было решено, что девочка поступит в Музыкально-театральное училище имени Глазунова на отделение музыкальной комедии.
Вале исполнилось 18 лет, когда стало ясно, что она необыкновенно красива. На улице и в училище за ней ходили вереницы поклонников, не давали ей прохода. И как-то один фотограф пригласил ее сняться для журнала мод, который издавался Общесоюзным домом моделей. Черно-белые фотографии Вали рассматривали жены ответственных товарищей, шившие себе туалеты в этом самом престижном ателье страны.
В это время Валя уже успела окончить училище, перекраситься в блондинку, выйти замуж за военного переводчика и родить сына. Роды были тяжелые, мальчик оказался болезненный, о карьере певицы нечего было и думать. И Валя решилась пойти работать манекенщицей в тот самый Дом моделей. Эта работа считалась тогда не просто не престижной, а даже двусмысленной, почти неприличной. Причины были не только в том, что годы после революции стерли былые пристрастия к парижскому шику, культуре шитья, венскому вкусу. Отсутствовали самые необходимые вещи: белье, готовая одежда, ткани, нитки, швейные иглы.
Валя стала красить губы и ресницы. По тем временам это был вызов, нарушение правил общественного поведения. Шел 1954 год. В журнале «Советская женщина» была напечатана статья, подписанная простой работницей и женой члена Политбюро, призывавшая не пользоваться парфюмерией, косметикой, отказаться от «вредной зарубежной моды», «быть скромнее».
Главный художник-модельер Дома Нина Голикова советовала: «Девушки иногда спрашивают, при каких обстоятельствах можно носить брюки. Носить брюки рекомендуется в дороге, иногда на производстве и, конечно, при занятии спортом». А неотразимо красивая Валя Яшина осмелилась пойти в брюках просто прогуляться. Ее громко ругали прохожие, стыдили. Домой она возвратилась в слезах.
Представление о моде и красоте тогда связывалось только с популярными кинолентами. Киноактрисы были подобны небожителям, их экранные образы отождествлялись в людском сознании с их личностями. Однако сюжеты фильмов были таковы, что красавицы все-таки считались неуместными.
В этом мире теней существовал крошечный островок, чем-то напоминающий театр грез, где можно было увидеть живых красавиц, одетых в одежду, доступную очень немногим. Это были ежедневные показы мод в Доме моделей на Кузнецком Мосту. Хоть входные билеты стоили дешево, толчеи не наблюдалось. Считалось, что следить за изменениями моды – «скверный стиль».
Вот представления о моде известного детского писателя Льва Кассиля: «но трезво пон
|
Советские манекенщицы. 1958 г. |
имая, кем и как устанавливается мода, и не воспринимая ее как некий непреложный закон оформления жизни, мы можем следовать моде с умом, перенимая то, что нам по душе, удобно, целесообразно, отвергая все, что кажется чрезмерным, вызванным явными извращениями заграничной моды». Вся эта суета вокруг желания молодых женщин хорошо выглядеть, обольщать и нарушать запреты была не менее противоречива, чем сама действительность. «В жизни еще не было шедевров без блестящей формы, - запишет в том же году в своем дневнике художник Е. Расторгуев. – Людей лишали наслаждения, душевного состояния, которое вызывает красота».
Ни Валя Яшина, ни другие манекенщицы своей исторической миссии не осознавали. Им была дарована красота, и они просто работали, как если бы это было что-то будничное и малоинтересное. Но труд этот был немногим под силу. Валя была необыкновенно выносливая, сильная, никогда не курила, не пила. Как будто та, давно канувшая в Лету, отцовская родня передала ей свою северную стойкую натуру.
В Доме моды, как и в любом театре, женщины завидовали друг другу, сплетничали, спивались, попадали в шумные компании переходящих поклонников и бесследно исчезали. Валю все это миновало. По прошествии стольких лет объяснить это можно не только ее характером. Совершенная красота предопределила весь ход ее жизни. Да и сама жизнь начала только меняться.
В 1954 году неизвестно как на советский киноэкран залетел аргентинский фильм «Возраст Любви» с певицей Лолитой Торрес в главной роли. Не только темпераментные мелодии, но и новый силуэт одежды – осиная талия, юбка колоколом, покатые плечи – поразили зрительниц. Никто и не ведал, что эту моду придумал в первые послевоенные годы француз Кристиан Диор, и называется она на английский манер «нью лук» (новый взгляд). Тираж прокатных фильмов в СССР был огромный, поэтому все девушки страны мгновенно нашили себе такие же платья из ивановского ситца или штапеля, накрахмалили пышные марлевые нижние юбки и утянули талию широким поясом.
Спустя два года на экране заблистала «Карнавальная ночь»…
У людей появилось желание модно выглядеть, украсить свой быт. Эту вырвавшуюся наружу энергию, ее влияние на общество стало невозможно остановить или подавить. Масло в огонь подлили гастроли французского певца и актера Ива Монтана. Из всех репродукторов и с самодельных пластинок зазвучала французская речь. Казалось, что-то щелкнуло в часах истории, захотелось выглядеть элегантно, поразить сшитой по-парижски изящно блузочкой или крепдешиновым шарфиком. Мода вернула себе утраченное звучание.
И в этот миг грянул самый яркий послевоенный праздник – Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года. Девушки стали носить прическу «конский хвост» и платья из капрона на пестром ситцевом или шелковом чехле. Чиновники, ведавшие идеологией, решили направить этот поток «в нужное русло». Было принято решение считать понятие «советская мода» и нескольких красивых женщин, работавших в Общесоюзном доме моделей, в Московском ЦУМе, а в 1960-е годы и в других домах моделей, еще одним достижением социализма. Кое-кто из манекенщиц стал «выездным». Это был главный, по-житейски выгодный приз, но достался он далеко не всем. Валя Яшина оказалась среди счастливчиков. Когда на Всемирной выставке в Нью-Йорке 34-летняя Валя в купальнике под лучами софитов вышла на подиум, публика взорвалась аплодисментами. Не было у Вали ничего искусственного – ни зубов, ни пластических операций, ни специального массажа, ни диет, даже особой худобы не было – только свой 44-й размер. Просто предстала перед людьми сама Женственность и идеальная Гармония.
Так появилась неизвестная у себя на Родине звезда, которые зарубежные газеты называли «лицом эпохи».
Валентина Яшина – одна из знаменитейших красавиц своего времени, ее очарование стало своего рода феноменом, потому что продлилось невероятно долго: она работала в Московском доме моделей почти полвека! В последние годы она уже не выходила на подиум, но продолжала работать как модель со многими модельерами.
Марина Колева.